Как меняются российские семьи: кибервдовы, поколение «сэндвич» и декреты для отцов

Как меняются российские семьи: кибервдовы, поколение «сэндвич» и декреты для отцов

Как меняются российские семьи: кибервдовы, поколение «сэндвич» и декреты для отцов

«Национальные приоритеты» и ВЦИОМ представили доклад о проблемах и переменах в российских семьях. АСИ рассказывает, к каким выводам пришли исследователи.

Сегодня вопрос «Когда женишься / выйдешь замуж?» все чаще воспринимается как нарушение этики. Большинство опрошенных регистрируют отношения из-за индивидуального выбора, а не общественного давления.

Идеальной моделью семьи признается «эгалитарная»: когда обязанности разделены одинаково между супругами. Но 59% опрошенных все равно считают, что основным кормильцем должен быть мужчина.

Высокий ритм жизни, большая нагрузка и расцвет интернет-технологий влияют на снижение общения в семье. Появился термин «кибервдовы» — это женщины, чьи мужья предпочитают проводить время в виртуальном пространстве.

«Феномен психологического одиночества женщины очень часто не видят, и это приводит к неверным политическим решениям в демографической политике», – объясняет психолог Александр Асмолов.

В случае психологического одиночества супругов семью часто сохраняют ради детей, стабильности или из чувства долга.

Беременность, аборты и «установки» на многодетность

Многие пары не торопятся заводить детей: как из-за позднего завершения первичной социализации, так и из-за стремления приобрести профессиональный статус.

Также женщины опасаются беременности из-за фобии родить ребенка с инвалидностью и страха развития патологий. За последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья выросло на 6%.

«Если у малыша будет патология, потенциальная мама способна представить развитие событий и категорически не хочет оставаться в ситуации «один на один со своим крестом», – отмечается в докладе.

В сельской местности женщины отказываются рожать из-за укрупнения медицинских центров. Многие просто опасаются, что не получат оперативную медицинскую помощь. Опрошенные женщины также жалуются на плохие условия в роддомах и акушерскую агрессию.

В 2020 году в России сделали 450 тыс. абортов. Хотя в некоторых случаях завести ребенка после агрессивного медицинского вмешательства проблемно, авторы исследования подчеркивают: «Формальный запрет или пропаганда недопустимости абортов — тупиковый путь».

Снизить количество абортов помогает консультирование и психологическая поддержка женщин.

21,6% женщин, обратившихся за направлением на аборт в 2020 году, после консультирования отказались от этой идеи.

«Женщине нужно услышать слова: «Это твой ребенок, твой выбор, и только ты можешь его отстоять». Главная причина абортов — давление окружающих, стереотипы, которые заложили», – объясняет Екатерина Попова, врио гендиректора фонда «Женщины за жизнь».

45% опрошенных хотели бы иметь одного или двух детей, 32% – трех и более. Государство поддерживает многодетные семьи, но не все могут получить эту помощь.

Отцы и дети

86% опрошенных считают, что мать и отец должны в равной мере заниматься воспитанием детей. При этом 62% россиян отмечают, что современные папы больше интересуются жизнью детей, чем отцы предыдущих поколений.

42% опрошенных мужчин допускают возможность взять декретный отпуск вместо жены. А вот женщины к этому не готовы: 63% не согласны переложить ответственность по уходу за ребенком на мужа.

Все меньше на воспитание ребенка влияет школа, все больше – медиа и социальные сети. В среднем дети начинают пользоваться онлайн-сервисами в три-четыре года.

До сих пор не всегда работают меры поддержки детей-сирот: многие из них не могут получить жилье, нет эффективных методов социализации.

«У нас есть еще очень важный этап, который системно не работает, — профилактика изъятия ребенка из его родной семьи. Это требует тонкой, профессионально и комплексно настроенной системы, которой пока, к сожалению, не существует», – отмечает Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Помощь старшим

России продолжается внедрение системы долговременного ухода. В 2022 году ее начнут вводить во всех регионах страны. Чтобы организовать систему корректно, необходимо межведомственное взаимодействие.

Авторы доклада отмечают: НКО и волонтерские организации также должны помогать старшему поколению. Но такая деятельность должна рассматриваться как вспомогательная, а не основная.

19% опрошенных готовы уволиться с работы, чтобы ухаживать за недееспособным пожилым родственником.

Чаще всего уход за больными ложится на россиян 45-59 лет — поколение «сэндвич». Это те, кто одновременно заботится о недееспособных пожилых родителях и несовершеннолетних детях.

Морозова уверена: тем, кто заботится о пожилых родственниках, необходимо выплачивать компенсацию. В некоторых странах такой уход приравнивается к трудовой деятельности. Он не только оплачивается из бюджетных фондов, но и включается в стаж.

Только 13% опрошенных россиян считают, что пожилым людям лучше жить в доме престарелых. Многие критикуют условия стационаров и не готовы отдать своих родственников туда.

Выводы

Исследователи заключают: чтобы лучше помогать семьям, государство, бизнес и НКО стоит объединиться. С семьями надо работать адресно: отказываться от «заявительной» системы и «доставлять» лично меры поддержки.

Также стоит реформировать ЗАГСы, оказывать психологическую поддержку семьям и говорить о семье по-новому, учитывая интересы и взгляды молодежи. Другая важная задача – сделать безопасную и комфортную среду для всех поколений. олностью ознакомиться с текстом доклада и выводами исследователей можно по ссылке.

Источник