​Маленькие дети оказались гораздо умнее, чем считалось

​Маленькие дети оказались гораздо умнее, чем считалось

​Маленькие дети оказались гораздо умнее, чем считалось

К двум годам они уже начинают заботиться о своей репутации. Даже не умея еще толком говорить, малыши понимают, как они выглядят в глазах окружающих, и могут в зависимости от этого менять свое поведение.

Результаты новых исследований в области психологии раннего детства свидетельствуют о том, что поведение маленьких детей гораздо сложнее, чем думают взрослые. Еще одним подтверждением этому стали итоги работы, проведенной психологами из Университета Эмори (США) Сарой Ботто и Филипом Рочетом. Их статья опубликована в журнале Developmental Psychology.

Ботто и Рочет провели четыре эксперимента с участием 144 детей в возрасте от 14 до 24 месяцев. Во всех экспериментах был задействован игрушечный робот с пультом управления. В ходе первого эксперимента ребенку демонстрировали, на какие кнопки на пульте нужно нажимать, чтобы робот двигался, а затем исследователь либо смотрел на малыша, сохраняя нейтральное выражение лица, либо отворачивался и делал вид, что читает журнал.

Наблюдения за детьми показали, что их поведение в этих ситуациях различается. В первом случае малыши испытывали больше замешательства и стеснения при обращении с пультом, и в целом хуже справлялись с задачей. Если же взрослый не обращал на них внимания, дети чувствовали себя более свободно.

Во время второго эксперимента пультов было уже два. Демонстрируя, как работает первый из них, психолог улыбался и говорил: «Ого! Правда же здорово?». А показывая ребенку второй пульт, психолог вел себя иначе – хмурился и произносил что-то вроде: «О нет, только не это!». Когда наставал черед малышу нажимать кнопки на пультах, психолог опять или смотрел на него, или отворачивался.

«Находясь под наблюдением, дети значительно чаще пользовались «позитивным» пультом, а когда на них не обращали внимание, чаще брали в руки «негативный» пульт, – рассказала Ботто. – Это поведение напоминало то, как зачастую ведут более старшие дети: когда на них смотрят, они «паиньки», а оказавшись без внимания, они начинают ходить на голове».

Третий эксперимент был контрольным – исследователи давали одинаково нейтральную оценку обоим пультам, а затем так же, как и в прошлые разы, либо смотрели на ребенка, либо читали журнал. В этой ситуации дети перестали предпочитать один пульт другому. «Это говорит о том, что в ходе второго эксперимента дети, прежде чем решить, какой пульт выбрать, уделяли очень много внимания позитивной или негативной реакции взрослого», – пояснила Ботто.

И, наконец, в ходе последнего эксперимента Ботто и Рочет сидели рядом друг с другом, по очереди пользуясь на глазах у ребенка одним и тем же пультом. Один из исследователей, нажимая кнопки, улыбался и восхищенно восклицал: «Ух ты! Игрушка двигается!», а второй, когда пульт доставался ему, хмурился и говорил с мрачной интонацией: «Эх! Игрушка двигается». Потом пульт отдавали малышу, а исследователи либо смотрели на него, либо отворачивались. В результате дети чаще нажимали кнопки на пульте, когда за ними наблюдал «позитивный» взрослый.

Такое зависимое от взгляда окружающих поведение, которое прежде считалось характерным для 4-5-летних детей, одинаково ярко проявлялось и у мальчиков, и у девочек. «Судя по полученным нами результатам, уже к двум годам дети понимают, что их поведение может позитивно или негативно оцениваться окружающими», – отметила Ботто, добавив, что исследование подтверждает мысль о том, что маленькие дети в среднем гораздо умнее, чем о них думают. Исследователи планируют в дальнейшем проверить, не начинается ли забота о своей репутации в глазах других людей еще раньше, в годовалом возрасте.