Почему в России существуют «возвратные» дети?

Почему в России существуют «возвратные» дети?

Почему в России существуют «возвратные» дети?

Эксперты в сфере помощи детям-сиротам отметили необходимость более тщательной подготовки приемных родителей для предотвращения возвратов детей в социальные учреждения.

Один из основных недостатков устройства ребенка в семью — отсутствие системного подхода к этому процессу: от работы с кровной семьей до сопровождения замещающей, заявила член Общественной палаты (ОП) РФ, руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, выступая на круглом столе «Новые вызовы в области подготовки замещающих родителей. Развитие компетенций замещающих семей как ответ на текущие потребности в семейном устройстве детей».

По статистике, сейчас в федеральном банке данных находится 47 279 детей. Согласно официальным данным, количество детей в банке данных снизилось с 2015 года почти в четыре раза, но количество возвратов не уменьшается, утверждают эксперты.

«Показатели возвратов у нас среднеевропейские (от 5 до 15%), но нужно понимать, что на Западе большая часть возвратов — возвращение ребенка в кровную семью. А у нас — в организацию для детей-сирот. Чтобы снизить количество возвратов, нужно тщательнее готовить приемных родителей, — утверждает Альшанская. — По опыту работы нашей организации могу сказать, что были случаи, когда родители были вполне компетентны как приемные родители, но не в отношении конкретного ребенка, которого отдавали обратно в детский дом».

По данным руководителя фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», есть три группы детей, которые требуют особого подхода: дети с ОВЗ, подростки с трудным поведением и дети, которые в замещающих семьях находятся временно, пока с их родной семьей работают специалисты или ее члены находятся в местах лишения свободы. По словам экспертов, нужно изменить структуру подготовки потенциальных родителей и приемных детей в соответствии с потребностями каждой группы.

При этом, как подчеркнула руководитель школы приемных родителей Института развития семейного устройства Дина Магнат, преподаватели на курсах должны рассказать приемным родителям о всех сложностях и рисках, развеять мифы и стереотипы.

«Были в нашей практике случаи, когда люди, которые изначально пришли за голубоглазым младенцем, понимают, что могут взять ребенка с инвалидностью. Наша задача — снять популярные стереотипы: о ВИЧ, ДЦП, умственной отсталости — это то, что может сделать обычная школа», — сказала она, добавив, что ни в коем случае нельзя убеждать родителей взять детей посложнее — возрастут отказы.

Только после того как люди получат полную информацию, они могут для себя решить, какого ребенка готовы взять, подытожили участники круглого стола.